Уважаемые коллеги!
В рамках подготовки к педсовету на тему «Комплексное сопровождение как ресурс повышения качества образования через развитие одарённости в каждом учащемся» и с целью повышения педагогического и методического мастерства педагогов гимназии, повышения профессиональной компетентности, создания условий для профессиональной самореализации с 02.01.2018 по 09.01.2018 проводим Интернет-форум. Предлагаем ответить на два вопроса:
1. Каким образом вы, как учитель -предметник, выявляете одаренность в ребенке?
2. Какие, на ваш взгляд, существуют проблемы и недостатки в создании условий для индивидуального развития учащихся в нашей гимназии?
К участию в работе форума и обсуждению наиболее актуальных вопросов по заявленной теме приглашаются педагогические работники и законные представители обучающихся.
1. В моей педагогической практике встречались одарённые дети. Их, конечно, было не много, но они были. Эти дети заметны были сразу. Когда я задавала написать в домашнем задании 5-6 предложений, они писали 12-15. Им так хотелось. Их проекты всегда были шедеврами. На уроках они всегда пытались говорить больше, чем предлагалось. Хочу отметить , что и другие ученики тянулись за ними. Этим звёздочкам всегда хотелось узнать больше. Они всегда спрашивали больше лексики по теме, просили дополнительного домашнего задания, так же просили задания на каникулы. Я преподаю в 3-4 классах и опыта в олимпиадном движение у меня нет. Но я понимала, что моей задачей было поддержать такого ребёнка, поощрять его, помогать ему, заинтересовать в олимпиаде по английскому языку. Уже в 4 классе я вела беседы на эту тему. И я вижу, эти дети участвуют в олимпиаде по английскому языку и показывают результаты. Я очень радуюсь их успехам. Единственное, о чём жалею, это то, что, не ставила им 10 за четверть и за год. Но всё приходит с годами и опытом.
2. Ничто не идеально. Недостатки всегда есть и будут: и занятость ребёнка, и загруженность учителя, и болезнь учителя, и нехватка литературы, и даже просто плохое настроение. Но наши учителя всегда и везде находят выход, работают сообща, принимают правильное решение, находят время и силы при загруженности и усталости, помогают друг другу, поддерживают одарённых детей, подстраиваются под них, под их график, под их интересы.
1. Мне, как учителю начальных классов, часто первоначальную информацию об одарённости детей приходится слушать из уст их родителей. Многие папы и мамы считают своего ребенка одаренным, но большинство детей — гении только в глазах своих родителей. Тем не менее, к некоторым ребятам действительно применимо слово «одаренный». Для себя я сформировала несколько признаков, указывающих на одарённость учащихся. Назову только самые основные:
1. Хранит информацию. Дети, которые более развиты умственно, сохраняют большое количество разнообразной информации и способны вспомнить ее позже.
2. Обширный круг интересов. Одаренные дети демонстрируют интерес к разным вещам. Один месяц они могут сходить с ума от динозавров, а на следующий месяц увлечься машинами.
3. Рано начинает читать и писать.
4. Музыкально или художественно одарен. Дети, которые проявляют необычные способности к музыке и/или искусству, так же считаются одаренными.
5. У ребенка бывают периоды глубокого сосредоточения. Детям обычно несвойственны периоды длительного внимания, но одаренные дети способны на более длинные периоды сосредоточения внимания, чем не одаренные.
6. Имеет хорошую память. Некоторые одаренные дети способны помнить вещи, которые случились с ними в более раннем возрасте.
7. Имеет «продвинутый» словарный запас. Если ребенок рано заговорил, это не обязательно говорит о его одаренности, но если ученик использует «продвинутые» словарь и предложения, то он действительно может быть одарённым.
8. Уделяет внимание деталям. У одаренного ребенка есть пристрастие к деталям. Ему всегда интересно, как устроены вещи, как они работают.
9. Действует как собственный критик. Обычно дети не очень озабочены тем, что делают они сами или другие дети. Одаренные же дети уделяют внимание тому, что делают другие, но более всего они критично относятся к себе.
10. Понимает сложные понятия. Дети, которые высоко развиты интеллектуально, способны воспринимать сложные понятия и отношения и думать абстрактно. Они способны понимать глубинные проблемы и думать об их решениях.
2. В нашем учреждении образования создаются условия для индивидуального развития учащихся. Но хочется напомнить всем известное высказывание «Талантливый ребёнок талантлив во всём». Очень часто получается, что у таких одарённых детей в начальной школе плотный график. И ребятам, а особенно их родителям, хочется развивать детские способности по разным направлениям деятельности. Отсюда возникает проблема переутомляемости детей.
1.Одаренность в музыке- это способность воспринимать, понимать, анализировать . Этим обладает каждый ребенок. Все дети музыкально одарены, потому что музыка-это чувства. А чувствовать способен каждый человек. Моя задача- дать ход проявлению чувств .Другое дело- музыкальная деятельность (вокал, владение музыкальным инструментом и.т.д.) в этом случае надо услышать, определить, заметить одаренного ребенка, умеющего «от природы» красиво демонстрировать свои задатки и продолжать их развивать, применяя прогрессивные современные технологи. 2. Проблема в нехватке педагогов-новаторов, в чрезмерном бумаготворчестве, которое забирает время у продуктивного творческого процесса
Выявление одаренности- это сложная процедура,требующая специальных знаний и умений, участия профессиональных психологов. Каждый одаренный — индивидуальность, требующая особого подхода.Я считаю, что при воспитании одаренного ребенка очень важно, чтобы детское любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям — любознательность, а последняя — в устойчивую познавательную потребность. Чем раньше это произойдет, тем лучше. Искренняя детская любознательность и является постоянным стимулом к развитию способностей. Выявлению одаренности мне помогают наблюдения,совместная поисковая и исследовательская деятельность, использование метода проектов. Занятия театральной деятельностью позволяют выявить и развивать у ребят художественно — эстетические способности,сценическую одаренность. В любой творческой деятельности развивается сверхчувствительность к проблемам. Поэтому использую в своей практике элементы проблемного обучения, ориентированного на самостоятельную исследовательскую работу ребенка. Самостоятельность — это практически всегда риск. Люди,склонные к самостоятельности, отличаются большей избирательностью и интеллектуальностью.Для проявления и развития одаренности большое значение имеет то,в какой эмоциональной атмосфере живет ребенок. Предполагается, что учитываются интересы и особенности ребенка,что близкие люди не стараются реализовать через ребенка свои несбывшиеся мечты и надежды, что они избегают авторитарного стиля взаимоотношений.
Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения и воспитания каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.
Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, сверстников, а также наблюдением.
C детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу.
Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться.
В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
• возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
• с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.
Работать с одаренными детьми совсем нелегко, на своих уроках я часто готовлю для них индивидуальные задания, чтобы они не скучали. А найти общий язык с такими детьми тоже непросто. От личности педагога многое зависит. Не всегда нужно делать все по правилам, иногда нужно что-то не заметить, пойти навстречу, когда от тебя этого не ждут, найти общие темы для разговора, поддержать и однажды одаренный ребенок станет вашим другом. И вот тогда работать станет легко и интересно.
Я думаю, развивать способности одарённых детей нужно через индивидуальный подход к каждому ученику. Способности бывают музыкальные, технические, способности к научной работе, артистические способности, спортивные способности, литературное дарование, художественные способности, незаурядный интеллект. Считаю, что в нашей гимназии созданы благоприятные условия для развития одарённых детей, т.к. у ребят есть возможность заниматься в различных кружках, секциях, студиях, посещать факультативы, участвовать в предметных олимпиадах и творческих конкурсах. Считаю важным, чтобы отмеченные «особым знаком» дети прожили свои детские годы, испытывая радость и наслаждение от полноты и, главное, своевременного и целенаправленного приложения собственных задатков.
1. Одарённость часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийных характер. Например, увлечённый техническим конструированием ребёнок может дома строить свои модели, но при этом никак не проявлять себя в школе и внешкольной деятельности. Кроме того одарённые дети не всегда демонстрируют свои способности. Учитель может выявить таких детей анализируя их особенности, наблюдая за ними. Для меня, например, если ребёнок выходит за пределы требований, ищет свои способы и закономерности, это и есть предпосылки одарённости.
2. Нужно создавать условия для индивидуального развития ученика. Согласна с коллегами, что при большой накопляемости классов это очень сложно.
В нашей гимназии проводятся игры, конкурсы, соревнования, концерты, олимпиады. Таких детей нужно поддерживать и поощрять.
1. Выявление индивидуальных способностей
Для того чтобы понять, что конкретный ребёнок является одарённым, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося. Это происходит методом наблюдения за классом, изучением психологических особенностей, памяти и логического мышления. А также методом выявления способных детей через внеклассную и учебную работу. В школах необходимо создать базу, куда будут вноситься данные относительно способных и талантливых детей. Целесообразно проводить диагностику возможностей ребёнка психологом.
Одаренный ребенок – не только тот, который качественно выполняет задания (то есть уже проявляет себя), а тот, который обладает определенным талантом, внутренними предпосылками для работы на перспективу, возможностью достигнуть ярких, часто выдающихся результатов. То есть, помимо наследственности и созданных родителями и учителями внешних условий, у одаренного ребенка присутствует устойчивый личный интерес к саморазвитию. При этом таким детям часто скучно на обычных уроках, все кажется или слишком простым, или скучным. Они работают на опережение, а базовая информация усваивается недостаточно качественно, что, естественно, приводит к невыполнению общих требований. В итоге ребенок, который может больше, иногда получает отметки хуже, чем старательный «хорошист».
Таким образом, задача учителя – распознать и поддержать такой интерес, поощрить целеустремленность и настойчивость. На своих уроках стараюсь дифференцированно подойти к каждому ученику, помочь в их развитии. Творческий подход детей и их высокая познавательная мотивация хорошо выявляется с помощью проектной и кейс-технологий, разного вида коммуникативных заданий, возможностью взять дополнительное, более сложное задание. Неделя английского языка, которая ежегодно проходит в гимназии, тоже способствует повышению мотивации учащихся, позволяет легко выявить заинтересованных и увлеченных.
Основной проблемой считаю разницу в уровне и заинтересованности детей в одной группе. Возможно, стоит подумать о разделении на группы не произвольно, а по определенным критериям. Тогда будет возможность подходить к выбору заданий и их сложности более дифференцированно, а значит, раскрыть и развить потенциал каждого.
Большое спасибо коллегам за Ваши очень содержательные рассуждения!
Я думаю, что выявлять одаренных детей помогают те задания на уроке, которые создают ситуацию принятия решения. Наблюдая за ребятами в такой момент, сразу можно разделить их на группы. В первой окажутся те, кто принимает решения, одобренные средой. Эти дети будут действовать как все, так как принято, стандартно. Вторая группа — это бунтари. Они протестуют, но часто ничего нового не предлагают. Третьи — не считают нужным ничего предлагать. Четвертые создают новое, предлагаю свои решения, стремятся переделать существующую ситуацию. Вот такие дети, на мой взгляд, и являются одаренными.
В гимназии, мне кажется, мы стараемся создать все условия для работы с такими ребятами. Когда я дочери рассказала о теме предстоящего педсрвета, она задумалась, а потом сказала, что одаренный ребенок в классе часто попадает в ситуацию «ведра с крабами». Этот феномен заключается в том, что если краба одного посадить в ведро с водой, он обязательно выберется наружу. А если крабов в ведре будет много, то они не дадут никому спастись. Как учительскому сердцу в принципе большому, доброму, внимательному, чуткому научиться поддерживать каждого? На этот вопрос каждый отвечает сам………
Ребенок – это пергамент, покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или только перечеркнуть и вложить свое содержание. Януш Корчак
Среди множества направлений совершенствования системы образования едва ли не самое важное – раннее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети – потенциал общества, именно они в будущем обеспечат его интенсивное развитие.
Проблема одаренности в нашей стране имеет государственное значение. Актуальность выдвинутой проблемы в том, что необходимо уделять больше внимания раннему выявлению одаренности ребенка на основе наблюдения педагога, с использованием достоверных педагогических и психологических диагностик. Решение этой проблемы возможно лишь при сотрудничестве заинтересованных сторон: детей, родителей, педагогов, государства.
Проблемой одаренности уже давно занимаются ученые, педагоги, психологи. Исследователь А.И. Ерёмкин отмечает, что одаренность – «свойство человеческой индивидуальности, проявляющейся в совокупности ее духовных сил и природных способностей, обеспечивающих высокий уровень творчества». Ростки одаренности существуют в каждом человеке, они дают возможность творить.
Каковы же причины изучения одаренности в настоящее время? Современная система образования требует от детей не только определенного объема знаний по всем предметам, но и готовности к переменам, к творчеству. Развитие творческого потенциала личности должно стоять во главе современного образования, базироваться на индивидуальном подходе к обучению. Следует избегать установки на некий усредненный тип личности.
Прежде чем талант человека засверкает, необходимо выявить потенциально одаренного, зачастую не подозревающего о своем даре ребенка, вселить в него надежду и уверенность в своих силах (и это один из самых главных аспектов модели одаренности) предоставить ему возможности для обучения, постоянно сопровождать его творческий рост.
Педагоги начальной школы гимназии совместно с психологом и при поддержке родителей организуют работу по выявлению склонностей и способностей детей. Полученный в результате банк данных используется в организации работы с одаренными детьми.
Педагогу, который работает с одаренными детьми, необходимо изменить психологическую установку по отношению к ним.
Сегодня востребованы паритетные роли в общении: «Мы – партнеры, наш статус равен», «Нет абсолютных истин, существуют разные подходы к решению проблемы, и мы готовы вместе их обсуждать». В настоящее время выявлено значительное разнообразие видов одаренности. В их числе – общая интеллектуальная, художественная, творческая, социальная (коммуникативная, лидерская). Целью педагогов, работающих с одаренными детьми, является создание такого образовательного пространства, которое обеспечивало бы
С целью повышения психолого-педагогической культуры педагогов, оказания им содействия в реализации основной цели и задач работы с одаренными детьми в план методической работы гимназии были включены следующие вопросы:
– психолого-педагогическая поддержка детей с признаками одаренности;
– педагогическая поддержка одаренных учащихся как основа сотворчества;
– одаренные дети: выявление, обучение, развитие.
Проводились следующие семинары: «Учет учебных возможностей, возрастных особенностей, интересов и запросов учащихся шестилетнего возраста», «Проектные технологии как инструмент развития творческих способностей и формирования личностных качеств младших школьников», «Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приемов и методов обучения школьников», «Развитие самостоятельного мышления учащихся. Формы организации индивидуальной работы с высокомотивированными учащимися», «Исследовательская работа учащихся начальных классов на уроках»
Большое внимание в гимназии уделяется проблеме взаимодействия гимназии с семьями одаренных школьников. Для этого на заседаниях МО рассматриваются вопросы содержания и форм работы, основных направлений и форм работы с семьями одаренных детей. Для родителей была проведена лекция «Как обучить мотивации вашего ребенка», предлагается система игр, упражнений по развитию одаренности школьников в ситуациях семейного общения. Формы работы с одаренными детьми в гимназии разнообразны. Одним из элементов образовательного пространства, обеспечивающего развитие интеллектуальных способностей ребенка, является участие детей в предметных олимпиадах и конкурсах исследовательских работ. Эта работа организуется в гимназии поэтапно:
1. Диагностирование и выявление учащихся, склонных к участию в предметной олимпиаде или исследовательской деятельности.
2. Формирование у учащихся навыков самостоятельного исследования.
3. Самоанализ деятельности.
4. Определение перспектив дальнейшей работы.
Большую роль в развитии личностных качеств младших школьников отыгрывает внеурочная деятельность. Которая:
– расширяет педагогический процесс и выводит его за пределы урока;
– актуализирует знания, умения и навыки, их практическое применение во взаимодействии с окружающим миром;
– реализует принципы сотрудничества детей и взрослых;
– обеспечивает индивидуальный рост ребенка через удовлетворение индивидуальных познавательных интересов. Для этого в гимназии проводятся предметные недели, факультативные занятия. Их цель: удовлетворить потребности учащихся в познавательной деятельности. Наши ребята участвуют в международных конкурсах «Русский медвежонок», «Буслик», «Колосок», «Инфомышка», в районных творческих конкурсах и олимпиадах.
Перед учителями гимназии встает важная задача: создать для детей ситуацию успеха в творческой деятельности.
Соглашусь с большинством: одарённые дети имеют более высокие интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях.
Раскрытие и реализация их способностей и талантов — это и есть совместная работа педагогов, родителей, местных служб управления, творческой общественности с одарёнными детьми.
Это:
помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности через индивидуальное обучение и воспитание;
система поддержки одарённых детей на уровне города;
работа с родителями одарённых детей (психологическое сопровождение родителей);
обучающие семинары для педагогов по вопросу работы с одарёнными детьми;
создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика;
организация экспериментальной деятельности в школе;
и,конечно же, огромное желание и уверенность в своих силах педагога!
1. Я, как учитель-предметник, для выявления одаренных детей использую ведущий метод-наблюдение, а также метод «пробы сил».На своих уроках стараюсь реализовывать индивидуальный подход, предусматриваю дополнительные задания. Соглашусь с Ларисой Брониславовной, что еще необходимо и заинтересовать учащегося, помочь поверить в свои силы.
2. Работа с одаренными учащимися требует от учителя очень большого терпения, сил и времени. А если учесть загруженность учителя…Да и учащиеся очень сильно загружены: они могут проявлять себя в разных сферах. Отсюда их переутомляемость.
3. Учитель должен очень чутко чувствовать одаренного ребенка, не только хорошо знать свой предмет, а еще быть тонким психологом.
Уважаемые коллеги, очень интересно познакомиться с Вашим огромным опытом работы с одаренными детьми. Предлагаю взглянуть на этот вопрос еще с одной стороны. Как адаптировать одаренного ребенка в классном коллективе.
1.Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов.
Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д.
Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим, нетерпимость к нарушителям собственных канонов. Такие особенности поведения и сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с одной стороны, затрудняет процесс обучения, с другой — помогает сформировать свой собственный стиль.
Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Они бывают склонны к командованию, управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.
2. Этот факт можно рассматривать с различных точек зрения: если учитель поможет талантливому ребеноку приложить максимум усилий к привлечению внимания к своей личности, то он будет иметь высокий авторитет и уважение группы, в которой развивается; и, напротив, невостребованные управленческие таланты приводят к тому, что человек отвергается коллективом.
Думаю, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций.
Я убеждена в том, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. В последнее время в своей практике работы с детьми младшего школьного возраста в плане развития мышления ребенка и в плане формирования у него исследовательских умений я использую также метод проектов или проектирование. Суть проектирования заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Таким детям необходима педагогическая поддержка. Я стараюсь вселить в них уверенность в их способность жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию. Вырабатываю у одаренных детей умение правильно себя оценивать и ставить реальные цели.
1. Калі гаварыць пра работу з адоранымі вучнямі, то ніякіх новых адкрыццяў я не зраблю, пагаджуся са сваімі калегамі . Гэта працэс руплівы, цікавы і адначасова складаны. Як у выхаванні дзіцяці , крок за крокам, так і ў падрыхтоўцы «адоранага»вучня ёсць свае этапы,моманты(калі іх так можна назваць). Прырода за нас ужо ўсё зрабіла:нарадзіла дзіця, наша задача — разам з бацькамі дапамагчы яму вызначыцца з будучым лёсам. Назіраем, прыслухоўваемся, раім, дапамагаем, спрачаемся, згаджаемся, працуем, аналізуем, зноў працуем і г.д.
2. Што тычыцца праблематычнага боку гэтага медаля «Адораны вучань», то скажу так:колькі людзей, столькі і меркаванняў; колькі будзе існаваць чалавецтва, столькі будзе ў нас і нявырашаных пытанняў; само паняцце «індывідуальнае навучанне»- гэта ўжо ёсць праблема пры напаўняльнасці класа 27 чалавек. Магчыма, мае разважанні пададуцца пустым філасофскім роздумам, але на сённяшні час паўстае пытанне:беларуская мова і будучыня (я не магу прымусіць вучняў палюбіць беларускую мову і літаратуру, таму што не здольна паказаць перспектыў, ідэальных прыкладаў для таго, каб вучняў пераканаць у неабходнасці вывучэння гэтых дысцыплін, нягледзячы на тое, што беларуская мова родная, спадчынная, матчына(можна працягваць бясконца). Нават калі і знойдзецца тое ўпартае дзіця, у вачах якога будзе гарэць беларускае сонейка, хутчэй за ўсё для астатніх яно будзе белаю варонай з вялікай колькасцю пытанняў, праблем, пустых асацыяцый.Адоранасць — гэта самавызначэнне, уменне адстойваць свой погляд,і,магчыма, ісці не ў адну нагу з асноўнай масай; уменне адкрыцца, жаданне працаваць не толькі дзеля ўласнай карысці.Выбачайце, калі што не так!!!
Добры дзень. Паспрабую акрэсліць свае думкі наконт пастаўленых пытанняў.
1. Зразумела, што працэс выяўлення адораных дзяцей уяўляе паэтапны пошук падчас навучання.Спачатку адбываецца назіранне,затым аналіз і ацэньванне розных бакоў паводзін і дзейнасці навучэнца.Праўда, бываюць выпадкі разузгаднення дыягназу і прагнозу («прапушчана» адоранае дзіця або, наадварот, да ліку адораных аднесены той, хто ніяк не пацвердзіў адзнакі).Трэба ўлічваць узрост, патэнцыяльныя магчымасці да развіцця ў абранай сферы. На ўсё неабходны час, жаданне, душа, актыўнасць, пазітыў.
Найбольш агульныя прыкметы адоранасці — выдатная памяць, здольнасць класіфікаваць інфармацыю і катэгарызаваць досвед, павышаная канцэнтрацыя ўвагі, настойлівасць у дасягненні вынікаў.
На мой погляд, ёсць пэўны элемент адоранасці, які цяжка не заўважыць, — арыгінальнасць, якая выяўляе ступень непадобнасці, нестандартнасці, нечаканасці праблемнага рашэння.
2. Займацца з адоранымі навучэнцамі — працаёмкі працэс, які патрабуе пэўных высілкаў, часу, індывідуальнай падрыхтоўкі. Адоранаму дзіцяці стандартная праграма навучання нецікавая.Калі не падтрымліваць яго ўвесь час заданнямі павышанай цяжкасці,»цікавінкамі», можна страціць зацікаўленасць прадметам.
Я лічу, што для работы з навучэнцамі, якія маюць ярка акрэсленыя здольнасці ў пэўнай сферы, неабходныя індывідуальныя праграмы, настаўнікі, якія змогуць большасць сваіх вучэбных гадзін прысвячаць менавіта гэтаму аспекту.
Калі ў працэсе заняткаў прыарытэтнай лічыць работу з адоранымі навучэнцамі, то становіцца шкада «сярэднячкоў», якім таксама патрэбна ўвага настаўніка.
Такім чынам, бачу праблему ў адсутнасці патрэбных праграм, недастатковай колькасці літаратуры ў гэтым накірунку, вучэбную нагрузку настаўнікаў.
Дзейнасць настаўніка, асабліва класнага кіраўніка, дастаткова насычаная і рознабаковая.
Думаю, у кожнага настаўніка, як і ў навучэнца, ёсць дастаткова моцныя бакі, дзе ён ярка і арыгінальна праяўляе сябе. Калі чалавек адчувае, што праца з адоранымі навучэнцамі — справа яго жыцця,то трэба займацца, калі рэалізуе сябе ў іншых накірунках — таксама цудоўна. Працаваць трэба з душой. Ці бывае ўніверсальнае майстэрства?
1. Когда к учителю за неделю приходит на занятия 20 классов, а это более 200 учеников! Вот это выбор! На самом деле в каждом классе, прежде всего, выделяешь способных учеников. Они быстро усваивают учебный материал, выполняют задания с опережением, часто нестандартными методами. Но способный ученик не всегда желает развивать свои способности: «с программой справляюсь, а больше мне не надо». И вот здесь самое главное — заинтересовать ученика, помочь ему поверить в свои силы, способности. На дополнительные занятия, факультативные занятия я приглашаю всех желающих. К сожалению, приходят не все способные. Но ведь самое главное — желание! Желание познать новое, желание трудиться. У учащихся 5 «М» класса на тетрадках по математике (учитель — Валаханович Татьяна Владимировна) всегда написано высказывание Т. А. Эдисона «Гений состоит из 1% вдохновения и 99% потения». Вот если совпадают желание, способности и труд, то результат одаренности обязательно приведет к успеху. К счастью, специфика предмета «Информатика» такова, что если у ученика не получается с программированием, то может у него уникальные способности работы с графикой, или с презентацией, или веб-конструированием. Важно поддержать каждого ученика и развивать именно его способности.
2. Соглашусь с предыдущими выступлениями коллег. Некоторые ученики высказываются, что хорошо было бы им делать выбор предмета и заниматься тем, что наиболее интересно. Профильное обучение в старших классах хорошо, но оно затрагивает далеко не все предметы.
Когда мы говорим об одарённости детей, следует иметь в виду, в какой сфере деятельности они одарены. Одаренные дети, достигшие успехов в музыке, спорте, художественном творчестве давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми. Их одарённость и талант выявляются методами диагностики. Если дети обладают общекультурной одарённостью, которая выражается необычно высоким уровнем интеллектуального развития (такие дети, как правило, хорошо учатся), то у них ярко выражены высокая любознательность и исследовательская активность, отменная память и большой словарный запас. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Но и с такими учащимися могут возникать всякого рода проблемы. Например, недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Кроме того, свойственное многим одарённым детям разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. Это приводит к тому, что называется распылением, и итог такой многоплановой деятельности не всегда успешен. Одной из проблем является и то, что всё реальнее проявляется противоречие между необходимостью в развитии и обучении одаренных детей и недостаточной теоретической и практической подготовкой педагогических кадров к работе с одарёнными детьми.
Конечно же, чтобы работать с одарёнными учащимися, учитель должен иметь на это время. Не могу не согласиться со своими коллегами, что после 7, а то и 8 уроков или факультативных занятий бывает очень трудно найти время и силы для занятий с одарёнными детьми.
1. Для выявления одаренности в ребенке я стараюсь использовать как можно больше психологических методов: наблюдение, экспериментально-формирующий метод, метод экспертной оценки, изучение продуктов деятельности и пр. Длительный период времени наблюдаю за поведением ребенка в разных ситуациях, анализирую его способы деятельности в тех сферах, которые в максимальной мере соответствуют его интересам и склонностям, использую различные тренинговые методы, подключаю к оценке одаренного ребенка экспертов (специалистов в соответствующей предметной области), выстраиваю индивидуальную траекторию обучения и т. д.
2. Соглашусь в этом вопросе с коллегами — Нефёдовой А. М. и Минько Е. А. Количество учащихся в классе существенно влияет на качество обучения. Кроме этого, в последние годы резко снизилось качество учебно-методической литературы по математике, поступающей к нам в рамках государственной программы. Поэтому хотелось бы, чтобы руководство района оказывало материальную помощь при закупке необходимой литературы для учащихся.
Адоранасць разглядаецца як супадзенне трох характарыстык: інтэлектуальных здольнасцей (якія перавышаюць сярэдні ўзровень), крэатыўнасці і настойлівасці. Адоранасць можа быць выяўлена па такіх параметрах, як выдатныя здольнасці, патэнцыйныя магчымасці ў дасягненні высокіх вынікаў, ужо прадэманстраванаыя дасягненні. Адоранасць бывае інтэлектуальная, творчая, акадэмічная, мастацка-эстэтычная, сацыяльная (лідарская), псіхаматорная (спартыўная). Адоранасць не заўсёды праяўляецца знешне, дзіця можа быць пасіўным або наадварот гіперактыўным, можа быць з не вельмі добранадзейнай сям’і. Эфектыўнае вызначэнне адоранасці пры дапамозе якой-небудзь аднаразовай працэдуры тэсціравання немагчымая. Пры выяўленні адораных дзяцей найбольш мэтазгодна выкарыстоўваць комплексны падыход. Метады тут могуць быць самыя разнастайныя:
назіранне за дзецьмі ў розных абставінах,
спецыяльныя псіхадыягнастычныя трэнінгі і даследаванні,
экспертнае ацэньванне паводзін дзяцей вучнямі, бацькамі, выхавацелямі,
правядзенне “спробных” урокаў па спецыяльных праграмах,
арганізацыя ўдзелу ў розных інтэлектуальных і прадметных аліміпіядах, канферэнцыях, спаборніцтвах.
Аднак любы, нават комплекны падыход да выяўлення адоранасці не пазбаўляе ад памылак. У выніку можа быць “прапушчаны” адораны дзіцёнак або, наадварот, да іх ліку можа быць прылічаны вучань, які потым ніяк не пацвердзіць гэтай ацэнкі ў сваёй дзейнасці. Акрамя таго, навешванне ярлыкоў тыпу “адораны” ці “ардынарны” могуць вельмі негатыўна ўплываць на асобаснае развіццё дзіцяці. Таму гэта пытанне мае ярка выражаны этычны аспект. Выяўленне адораных дзяцей неабходна звязваць з задачамі іх навучання і выхавання, а таксама аказання ім псіхалагічнай дапамогі і падтрымкі. Такім чынам, праблема выяўлення адораных дзяцей складаная і патрабуе ад настаўніка высокай кваліфікацыі. Пры гэтым крытэрыі адоранасці не могуць быць раз і назаўсёды зафіксаванымі.
Настаўнік, які ставіць мэтай развіваць інтэлектуальную сферу вучняў на ўроку, рэалізуе развіццё мысленння, маральных і камунікатыўных якасцей сродкамі вучэбнага прадмета; прафесійна валодае вучэбным матэрыялам; дэманструе правільнае, выразнае, дакладнае маўленне; не перапыняе вучня, не навязвае асабісты пункт погляду; усталёўвае сувязі з іншымі прадметамі; выкарыстоўвае раздатачныя і наглядныя матэрыялы; задае рознаўзроўневае дамашняе заданне; вітае ініцыятыву і самастойнасць вучняў, іх індывідуальныя вучэбныя дасягненні; прапаноўвае заданні на развіццё творчага ўяўлення, эмацыйна-пачуццёвага ўспрыняцця; развівае ў сабе педагагчінае чуццё на адоранасць.
Праблемы работы з адоранымі дзецьмі палягаюць у асаблівасцях іх паводзін:
непрыязнь да школы (вучэбная праграма можа ім здавацца сумнай і нецікавай)
адораныя дзеці хутка праходзяць пачатковыя стадыі развіцця інтэлетку і аказваюць супраціўленне ўсім відам рэпрадуктыўных работ, што расцэньваецца настаўнікам як лянота,глупства, упартасць
высокая неабходнасць ва ўвазе дарослых, жаданне манапалізаваць увагу настаўніка
недастатковы ўзровень адказнасці, пратэст супраць любых абмежаванняў
неперанасімасць сітуацыі няпоспеху
праблемы ў кантактах з аднакласнікамі,
неадпаведнасць паміж фізічным, ітнтэлектуальным і сацыяльным развіццём
нерэалістычныя завышаныя мэты
звышадчувальнасць да крытыкі
страх памылкі
праблемы самарэгуляцыі
нецярпімасць, раздутае самамеркаванне
недастатковы ўзровень псіхалагічнай падрыхтоўкі настаўніка для работы з вучнямі, нестандартымі ў мысленні і паводзінах.
Асабіста ад сябе дадам, што цалкам згодна з Анжэлай Міхайлаўнай наконт колькасці вучняў: настаўнік накіраваны на навучанне вялікай групы дзяцей, і ў такой сітуацыі адораны вучань застаецца ў пройгрышы. А яшчэ работа з адоранымі вучнямі патрабуе шмат сіл і аддачы, вялікага цярпення. Настаўнік, працуючы з адоранымі дзецьмі, павінен заўсёды думаць пра методыку навучання, імкнуцца да того, каб урок быў творчым і дыферэнцыраваным, а пасля 5-7 праведзеных запар урокаў вельмі мала сіл застаецца для працы з такім напружаннем і энтузіязмам.
1. Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. Но, на мой взгляд, их нужно применять не для принятия решения о мере одаренности ребенка, а после распознавания таланта в ребенке для организации индивидуальной помощи. Чтобы распознать одаренность в своих учениках я опираюсь на такие методы как наблюдение за поведением ребенка в разных ситуациях, беседы с ребенком и его родителями, учитываю сведения об успехах ребенка от педагогов начальной школы и родителей.
2. Чтобы создать оптимальные условия для индивидуального развития учащихся для начала хотелось бы уменьшить наполняемость классов хотя бы раза в два… В этом случае можно достичь подлинно индивидуального подхода.