Home » Из истории создания и развития гимназии г. Дзержинска  

Из истории создания и развития гимназии г. Дзержинска  

 

 Основание гимназии г. Дзержинска

 1991 год

История создания гимназии идет корнями в 1990 – 1991 годы.

Исполком Дзержинского городского Совета народных депутатов в августе 1990 года рассмотрел вопрос о преобразовании средней школы № 3 с углубленным изучением иностранного языка с 1-го класса в гимназию. Сроки по подготовке школы к открытию определены с 1-го сентября 1991 года на базе СШ №3.

Дзержинским городским Советом народных депутатов № 46 от 23 августа 1990 года принято решение о ходатайстве перед исполкомом областного Совета народных депутатов о преобразовании средней школы № 3 с углубленным изучением иностранного языка с 1-го класса в школу-гимназию с белорусским языком обучения с 1 сентября 1991 года.

Исполком областного Совета принял решение № 6 от 24 июня 1991 года о преобразовании средней школы № 3 в гимназию. Решение было подтверждено экспертной комиссией по вопросам функционирования гимназий Министерства народного образования БССР, созданной приказом министерства № 78 от 05.04.1991 года (17.06. 1991).

Гимназия была призвана стать школой личностного саморазвития и самосовершенствования, своеобразным школьным домом, идеалом свободы, жизнелюбивой, талантливой личности.

Гимназия г. Дзержинска была в числе первых в республике учебных заведений нового типа. Она создавалась для учащихся всего города и района. Ее открытие было результатом неустанных стараний и кропотливого труда директора СШ № 3 и впоследствии первого директора гимназии Мирона Николая Владимировича.

01_history

История гимназии неразрывно связана с историей СШ № 3, которая была основана в 1961 году на улице Первомайской в здании, где находился отдел образования Дзержинского района.

Первым директором СШ № 3 был Хонин Иосиф Аксенович, а в 1966 году директором стал Лысак Иван Иванович, который управлял школой до 1978 года.

В 1971 году на учебно-опытной площадке СШ № 1 было построено новое здание школы по улице Первая Ленинская. Это было значительное событие для жителей города и коллектива школы. Так появилась средняя школа № 3. педагогический коллектив сложился из образованных, интеллигентных учителей, которые внесли значительный вклад в становление и развитие  школы. Это Тумас А.И, Сидорович Л.А., Ковальчук А.З., Савич Т.А., Рудович В.В., Зенченко К.М., Крестьянкин В.В., Буринская  Г. Ю., Горленко И, М., Карягина В.И. и многие другие.

Ученический коллектив был сформирован из детей окружающих деревень и города. Спустя годы многие выпускники СШ № 3 станут мудрыми учителями, часть из которых посвятит себя воспитанию и обучению детей  в стенах СШ№ 3 и возникшей на ее базе гимназии.

В 1978 году пришел новый директор – Мирон Николай Владимирович.  Именно в его директорство школа становится базой для проведения семинаров, педагогической практики студентов. В 1988 году Мирон Николай Владимирович избирается делегатом Всесоюзного съезда работников народного образования. Это был съезд новых идей, организационных подходов в образовании.

  1. Из воспоминаний первого директора гимназии  Мирона Николая Владимировича

В конце 1980-х гг. – начале 1990-х гг. в  стране и системе образования начали происходить изменения. Эти процессы волновали педагогический коллектив школы №3. Мы понимали, что для сотрудничества в мировом сообществе необходимо вести более качественную подготовку учащихся. Поэтому не была упущена возможность в получении статуса школы с углубленным изучением английского языка с 1-го класса. Такое предложение поступило от ведущего инспектора областного отдела образования Фоминых Нелли Афанасьевны. Это один из сложнейших периодов развития школы. Кроме учебных планов нужна была соответствующая материальная база, лингафонны кабинеты, их комплектация методическими пособиями, учебной литературой. Учебники были в единичных экземплярах, которые школа размножала самостоятельно, заказывая их в издательствах. Необходимо было наличие квалифицированных кадров учителей, способных организовывать учебный процесс на высоком организационно-педагогическом уровне. Первопроходцами в решении этих вопросов были заместитель директора по иностранному языку Хотенко Софья  Антоновна. Она смогла своей настойчивостью, эрудицией и профессионализмом организовать учебный процесс на должном уровне, предложить грамотных педагогов.

Существенную помощь оказала Крылович Нелли Анатольевна, которая была переведена из Негорельской школы. Ее богатый педагогический опыт был использован коллегами. Постепенно росли и педагоги нашей школы: Хурсик Галина Николаевна, Юран Ирина Антоновна и другие. В настоящее время успешно работают наши выпускники Мигуро Галина Евгеньевна, заместитель директора по учебно-методической работе, учителя: Солаш Вилена Анатольевна, Хролович Татьяна Иосифовна, Милошевская Ирина Ивановна, Сержант Екатерина Александровна, Белятко Наталья Леонидовна, Качарская Юлия Владимировна, Хаменка Татьяна Александровна, Петкун Татьяна Олеговна, Мирон Ольга Ивановна.

Результаты целенаправленной работы не заставили себя долго ждать. Учащиеся успешно выступали на районных и областных олимпиадах по английскому языку, становились дипломантами республиканских олимпиад.

Школа становилась базой проведения семинаров различного уровня, педагогической практики студентов. И не случайно, когда в системе образования  ширилось движение за открытие учебных заведений новых типа, школа № 3 с согласия педагогического коллектива Министерством народного образования была внесена в реестр подготовки к открытию гимназии. К решению данного вопроса Министерство народного образования, областной отдел образования отнеслись очень серьезно.

С директорами школ, кандидатами на открытие гимназий проводилась систематическая, целенаправленная подготовка. Они участвовали в областных и республиканских семинарах, проводимых госкомитетом по образованию БССР.

На семинарах рассматривались вопросы разработки и утверждения новых планов, штатного расписания сотрудников, их функциональные обязанности, структура учебного заведения, обеспечения педагогическими кадрами и путей повышения квалификации учителей. Детально обсуждались вопросы комплектования учащимися и их адаптации к новым условиям.

Для решения реализации этих планов нужна была  соответствующая учебная площадь. Остро встал вопрос о строительстве пристройки к главному корпусу школу. Своего земельного участка под строительство не было, его нужно было получить за счет участков граждан, соседей, сносимых жилых домов. Большую сложность вызвало проектирование, экспертиза проекта, включение его в план строительно-монтажных работ подрядчика, открытие финансирования. На решение этих сложных вопросов отводились не годы, а месяцы. Пришлось проявить оперативность, инициативу. Использовать помощь шефствующих производственных коллективов и организаций. Большую роль в разработке проекта оказал в свое время совхоз им. Докучаева, через своих шефов – Белорусскую железную дорогу. Проектный отдел дороги в сжатые сроки провел геодезические изыскания и разработал проект для пристройки справа для размещения учащихся начальной школы и кабинетов по углубленному изучению английского языка. С левой стороны основного здания была спроектирована вторая пристройка, где планировалось разместить актовый зал, столовую и кафе. Одновременно с разработкой проекта и проведением его экспертизы проводилась работа по включению в план строительно-монтажных работ. Благодаря руководству ПМК-190 в лице Ивана Ивановича Суходольского, школа была включена в областной план, и под строительство выделено финансирование. Постоянно оказывал помощь в решении текущих вопросов заместитель председателя горисполкома по строительству Евгений Иванович Кунцевич.

Совместная целенаправленная работа дирекции школы, шефов, Дзержинского экспериментально-механического завода в лице директора Быковского Леонида Петровича, председателя колхоза им. Дзержинского Кадлубовича Леонида Ивановича, дала положительные результаты. Пристройка к правой стороне основного корпуса была возведена за 11 месяцев. Пристройка с левой стороны не была построена в связи с распадом СССР.

К этому времени педагогическому коллективу школы удалось создать свою модель будущего учреждения нового типа, разработать основные организационно-педагогические мероприятия, подготовить учебные кабинеты, повысить результаты учебно-воспитательной работы.

Началась активная подготовка к началу первого учебного года в новом статусе. Сверстан учебный план по основным профильным направлениям: физико-математическому, гуманитарному, эстетическому. Созданы предметные кафедры.

Дирекция гимназии совместно с городским отделом образования объявили конкурс по набору педагогов и учащихся. Активное участие в решении этих вопросов принимал заведующий городским районным отделом образования Матусевич Вацлав Иванович.

К началу учебного года все основные подготовительные работы были завершены. 1 сентября 1991 года состоялось торжественное открытие гимназии. На открытии присутствовали представители власти города, ГОРОНО, шефских объединений.

Начались трудовые будни по внедрению в практику разработанных ранее планов. Основная трудность заключалась в наличии одновременно школьных и гимназических классов. Школьные классы долгое время находились в составе гимназии. Для их руководства, по настоянию городского отдела образования, создавалась отдельная школьная администрация.

Для осуществления научного руководства и оказания практической помощи учащимся в изучении профильных предметов был заключен договор с механико-математическим  факультетом БГУ.

Активное участие в проведении занятий с учащимися в аудиториях  факультета принимали участие – кандидаты физико-математических наук Габринович Владимир Антонович, Бурдин Алексей Александрович и другие преподаватели БГУ.

Постепенно расширялись связи с другими факультетами БГУ. Вопросы физики курировал кандидат физико-математических наук международного экологического университета им. А.Д.Сахарова Тимощенко Игорь Андреевич. Постоянным помощником и консультантом  являлось Министерство образования Республики в лице ведущего специалиста Горовой Натальи Филипповны.

В руководстве гимназии помогали заместитель директора по учебно-воспитательной работе Перлович З. Н., заместитель директора по иностранным языкам Хотенко С.А. и организатор Король В.В. Благодаря настойчивости, эрудиции, профессионализму Софьи Антоновны Хотенко учебный процесс был организован на должном уровне.

1992 год

Начал свою творческую деятельность оркестр народных инструментов, руководимый Громыко Иваном Анисимовичем. Это был первый в Минской области школьный оркестр народных инструментов. Позднее руководство коллективом перешло к Акаловичу Владимиру Алексеевичу. В 1999 году оркестру было присвоено звание «Образцовый».

Двадцать два участника оркестра объединила дружба и любовь к национальной музыке. А кропотливое внимательное отношение руководителя оркестра к каждому ученику, способствовало созданию благоприятного микроклимата в коллективе, росло стремление к совершенствованию умений и навыков, что влекло за собой многочисленные победы оркестра в районных и областных конкурсах.

1993 год

Гимназия выпустила во взрослую жизнь своих первых выпускников. Аттестаты об общем среднем образовании с отличием получили 17 выпускников: 5 с золотой медалью и 12 с серебряной. Классными руководителями были Ковальчук А. З. и Довнар М. Л.

 

1997 год

В этом году белорусская гимназия успешно прошла свою первую аттестацию Министерства образования на соответствие требованиям Закона об образовании Республики Беларусь. Обучение в гимназии велось по следующим профилям – физико-математическому, химико-биологическому, гуманитарному.

С нулевого класса ученики изучали английский язык, ритмику, театральные и логические игры. С пятого класса гимназисты изучали второй иностранный язык (немецкий, польский и французский). С восьмого класса обеспечивалось профильное обучение на повышенном уровне.

В 1997 году на международной конференции по математике (Польша) гимназисты Татьяна Валуева и Надежда Ветерец удостоены бронзовой медали.

Герб i Сцяг

Оценить на Портале рейтинговой оценки качества оказания услуг
alt=“”