Родитель, как никто другой в первую очередь сталкивается с трудностями, которые ребенок испытывает в процессе школьного обучения. Однако, зачастую представления родителя таковы, что ребенок вырастет и сам начнет красиво разговаривать и справляться со своими проблемами. Либо считает их не требующими особого внимания. Бывают и другие случаи, когда родители получают помощь в виде рекомендаций неспециалистов, и это не приносит желаемых результатов. Естественно, каждая мама хочет, чтоб ребенок был успешным в обучении, красиво разговаривал, имел много друзей, эффективно общался с педагогом, был здоровым и жизнерадостным. Для того, чтобы помочь родителю и ребенку более эффективно решать эти задачи, в нашей гимназии работает пункт коррекционно-педагогической помощи.
Трудности ребенка в учебной деятельности могут выглядеть следующим образом:
- нарушение звуко — произносительной стороны речи
- проблемы с овладением чтения и письма
- нарушение высших психических функций
- дискалькулия
- трудности при логических операциях
- быстрая утомляемость на уроке и в течение дня
- моторная неловкость, двигательные проблемы
- плохое зрение, слух
- излишняя подвижность, или наоборот заторможенность
- агрессивность
- повышенная тревожность
В этих случаях необходимо оказание ребенку профессиональной медицинской, психологической и дефектологической помощи.
В настоящее время в нашей гимназии работают специалисты, которые проводят работу по программы, в которых участвует сразу несколько специалистов, краткосрочные и долгосрочные программы.
Общая характеристика и содержание работы ПКПП.
Дефектологическая служба гимназии является в настоящее время необходимым компонентом системы образования, основной задачей которой является обеспечение полноценного развития индивидуальности и творческого потенциала каждого участника образовательного процесса.
Основные направления работы дефектологической службы:
Практическое направление.
- Диагностическая работа:
1.1. с детьми:
- логопедическая диагностика по проблемам речевого развития ребенка
- дефектологическая диагностика по проблемам развития высших психических функций
- диагностика психологической готовности детей к обучению в школе
- диагностика причин школьной дезадаптации (социальных, индивидуальных и пр.)
1.2. с родителями:
- диагностика семейных отношений
- анкетирование
1.3. с работниками сферы образования:
- проведение психологического анкетирования
- проведение опросов педагогического коллектива по конкретным запросам
- Консультирование:
2.1. детей:
- по особенностям психологического развития детей школьного возраста
- логопедическое консультирование
- консультирование учащихся старших классов, у которых есть проблемы
- семейное консультирование
2.2. родителей:
- по вопросам коррекции ребёнка с ОПФР, а также воспитания и обучения
- по личным и семейным проблемам
2.3. работников образования и социальной сферы:
- по личным и профессиональным проблемам детей с ОПФР
- Коррекционно-развивающая работа:
3.1. с детьми:
- проведение индивидуальных коррекционных занятий по результатом диагностики, запросам учителей, родителей
- проведение подгрупповых и групповых развивающих занятий
- проведение психолого-педагогической программы адаптации детей шестилетнего возраста к обучению в гимназии
3.2. Детско-родительские развивающие занятия (по запросам родителей, дети которых испытывают трудности в обучении и поведении).
3.3 Работа с педагогами:
- проведение занятий по программе психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы
- проведение психолого-педагогических консилиумов
Организационно-методическое направление.
- Участие в семинарах (информационных и обучающих) с целью повышения педагогической компетентности
- Повышение психологической грамотности родителей в общении с детьми.
- Подготовка методических материалов.
Научно-исследовательское направление.
- Внедрение наработок отечественной дефектологической науки в практическую работу с детьми и взрослыми.
- Адаптация новых разработок в реальный учебный процесс.
- Анализ результатов работы с последующими рекомендациями для использования их в практической деятельности.