Главная » ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ «НЕГОРЕЛОЕ»

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ «НЕГОРЕЛОЕ»

Станция «Негорелое» была построена в 1871 году, расположена в 10 км от Дзержинска и в 50 км от Минска.

«Негорелое» являлось станцией IV класса, площадь которой составляла 35 квадратных саженей. На ней была установлена паромашина с подачей воды 38,49 куб. саженей в сутки (1 куб. сажень = 9,71м3), проложен водопровод длиною 330 сажен до реки Перетуть.

Вокзал был построен из дерева. В здании имелись помещения для почты, ламповая, где светильники заправляли керосином, отдельные служебные помещения коменданта, агента службы движения, телеграфиста и, конечно, зал ожидания с круглыми, так называемыми «утермарковскими» печами. Мужская и дамская уборные с «ватерклозетами» были оборудованы каменными выгребами.

В это время станция Негорелое имела 863 погонных саженей путей, 10 стрелок, платформу длиной 10 саженей (крытую – 6 саж.) и пакгауз –  12 квадратных сажен. Все стрелки на станции были ручными, на главных путях они запирались закладками и навесными замками.

После заключения Рижского мирного договора значение Негорелого резко выросло. В период с 1921 по 1939 года «Негорелое» была первой пограничной станцией – воротами в страны Западной Европы и Америки. После Рижского мирного договора она разделяла территории Советской России и буржуазной Польши. Именно от Негорелого следовали курьерские трансконтинентальные поезда «Негорелое – Владивосток», здесь проходил международный экспресс «Маньчжурия – Столбцы».

Станция «Негорелое» была конечным пунктом западноевропейского маршрута экспресса «Париж – Негорелое». Всё международное сообщение было пересадочным. Двухпутные пограничные перегоны имели две колеи – 1520 мм российскую и 1435 мм европейскую. Польские поезда в направлении на восток следовали через границу до Негорелого, обратно возвращались порожними, советские же, с пассажирами и грузами, шли в западном направлении до польской станции Столбцы, и порожние возвращались обратно. На станции функционировали зона таможни и жандармерия.

Изначально здание представляло собой большой двухэтажный комплекс. Из описания станции в белорусской газете «Рабочий»: «Большие светлые залы. Высокие потолки, много света. Надписи на немецком, польском и английском языках. Асфальтированный перрон. Превосходный ресторан. Зал для ожидания. Почта, телеграф, телефон. Агентство «Интурист». Все эти учреждения разместились на вокзале, и все они сверкают чистотой. В гостинице «большие, хорошо убранные комнаты, ковры, зеркала, диваны».

Современное здание отстроено после Великой Отечественной войны. Здание вокзала функционирует и находится в хорошем состоянии.

Координаты: широта 53.610145, долгота 27.073085.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ ПОСТРОЙКИ                           п. НЕГОРЕЛОЕ

Относятся к концу XIX – началу XX века (ул. Ленинская). Были предназначены для проживания служащих железной дороги, таможенников. Тогда иметь свою крышу над головой, пусть и в доме барачного типа, считалось благом. На фоне других построек эти дома выделяются вишневым цветом, их и сейчас немало в Негорелом.

В настоящий момент используются в качестве жилых помещений.

ВОДОНАПОРНАЯ БАШНЯ п. НЕГОРЕЛОЕ

Построена в конце XIX века. Имеет двухъярусную планировку и восьмиконечную цилиндрическую форму. Высота – 50 метров. Башня и резервуар полностью выложены из кирпича.

Функциональное предназначение сооружения – обеспечение паровозов технической водой, а пассажиров и сотрудников станции – чистой.

В настоящее время башня не используется, но имеет ухоженный вид. Представляет интерес как характерный образец промышленной архитектуры конца 19 – начала 20 века.

Координаты: широта 53.608304, долгота 27.068571.

Герб i Сцяг

Оценить на Портале рейтинговой оценки качества оказания услуг
alt=“”
Дз Колледж