Областной этап республиканского конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» проводится в рамках международного образовательного проекта SPARE (крупнейшего международного образовательного проекта для школьников по образованию по вопросам изменения климата и энергетики) и всемирной декады ООН «Образование для устойчивого развития» при поддержке Норвежского общества охраны природы и INFORSE Europe (Европейская сеть развития устойчивой энергетики).
Конкурс 2014/2015 учебного года проводится под девизом: «Наши энергетические решения для сохранения природы и климата».
- Цель и задачи конкурса
- Цель:
формирование активной социальной позиции по отношению к рациональному использованию энергоресурсов и бережному отношению к окружающей среде.
- Задачи:
развитие методов образования по теме энергосбережения, энергоэффективности и измения климата;
стимулирование творческой деятельности педагогов и учащихся по энергосбережению;
активизация исследовательской деятельности учащихся и педагогических работников по вопросам изменения климата и энергетики;
пропаганда методов экономии энергоресурсов.
- Организаторами конкурса являются Министерство образования Республики Беларусь, управление образования Миноблисполкома, учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения», государственное учреждение «Минский областной учебно-методический центр».
Содействие в проведении конкурса оказывают партнеры проекта «Образование в области энергоэффективности и изменения климата в Республике Беларусь. Школьная программа Использования Ресурсов и Энергии (ШПИРЭ)»: МОО Экопроект «Партнерство», учреждение «Центр экологических решений», учреждение образования «Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова», а также другие коммерческие и некоммерческие организации Республики Беларусь.
- Участники конкурса
Учащиеся и педагоги, которые заинтересованы и уже имеют достижения по практической деятельности в области изменения климата, внедрения энергосбережения, использования возобновляемых источников энергии для местных нужд, в развитии образования школьников и просвещения населения по вопросам эффективного использования и сбережения энергии.
- Сроки проведения
Конкурс проводится в три этапа:
первый (региональный) – с 20 ноября 2014 года по 30 января 2014 года;
второй (областной) – с 02 февраля по 24 февраля 2015 года;
третий (республиканский) – с 25 февраля по 15 марта 2015 года.
Для участия в областном этапе конкурса работы необходимо представить до 02 февраля 2015 года по адресу: 220004, г. Минск, ул. Витебская, 21а, отдел организационно-методического обеспечения туристско-краеведческой и эколого-натуралистической работы государственного учреждения «Минский областной учебно-методический центр», тел.: 8-017-203-12-77.
- Номинации конкурса
- Номинация 1. Проекты по теме энергосбережения, энергоэффективности и возобновляемой энергетике.
- Проект энергосбережения в местном сообществе.
- Номинация 1. Проекты по теме энергосбережения, энергоэффективности и возобновляемой энергетике.
На конкурс представляется проект внедрения энергосбережения в вашей школе, в доме, в районе (проект должен рассматривать реально существующие объекты), предлагаемые методы и технологии для более эффективного и экономного использования энергии. Обосновать, как можно осуществить этот проект и какие улучшения он принесет местному сообществу.
- Проект энергоснабжения от возобновляемых источников энергии
На конкурс представляется проект по энергоснабжению с использованием возобновляемых источников энергии. Проект должен включать обоснование выбора источника энергии, технологию его применения, а также описание возможной его реализации на практике и прогнозируемый результат (выработка энергии, замещение традиционных источников). Приветствуется представление макетов, установок, приборов, демонстрирующих технологии возобновляемой энергетики.
- Номинация 2. Информирование общества, пропаганда энергоэффективности.
На конкурс представляется информационный продукт, созданный учащимися, который убеждает родителей, друзей, учителей или жителей вашего местного сообщества в необходимости снижения выбросов парниковых газов и дает рекомендации, какими практическими действиями можно достичь этого в школе, дома, в масштабах всего местного сообщества (городской микрорайон, район, поселок). Конкурсная работа может быть выполнена в виде листовки, газеты, плаката, буклета, видеоролика, мультимедийного продукта, мультимедийной презентации.
Конкурсная работа должна быть выполнена одним или двумя учащимися.
- Номинация 3. Педагогическая разработка.
- Практический урок «Сохраним климат с помощью простых энергетических решений».
На конкурс представляется конспект урока, факультатива, занятия объединения по интересам (это может быть фрагмент занятия до 1–2 часов, в т.ч. видео-урок), посвященного ПРАКТИЧЕСКИМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ РЕШЕНИЯМ, которые можно предпринять на индивидуальном уровне, в масштабе школы, дома или местного сообщества для снижения выбросов парниковых газов.
5.3.2. Дидактические материалы по теме «Сохраним климат с помощью простых энергетических решений».
На конкурс представляется комплект дидактических материалов для школьников о практических мерах для снижения выбросов парниковых газов, уменьшения влияния человека на климат. Принимаются работы, выполненные в форме раздаточных материалов для практического урока, факультатива, занятия объединения по интересам, эксперимента, презентаций ppt.
Если конкурсные материалы являются частью большой образовательной концепции – необходимо описание концепции (не более 0,5 стр.).
- Критерии оценки конкурсных работ
При оценивании конкурсных работ принимается во внимание актуальность выбранной темы, обоснованность применяемых методик при выполнении проекта, получение практического результата, аргументированность выводов и рекомендаций, качество оформления проекта, возможность тиражирования предлагаемых педагогических технологий, ориентированность на создание у детей и взрослых мотивации к практической деятельности, использование интерактивных методов для вовлечения детей в дискуссии, творчество, деятельность, направленную на сбережение энергии или использование возобновляемой энергии в результате предлагаемой педагогической разработки.
В номинациях конкурса для учащихся учитывается оригинальность исполнения и художественное оформление. При оценивании будет приниматься во внимание уровень сложности и самостоятельности выполнения проекта, соответствующий возрасту авторов.
При оценивании педагогических разработок принимается во внимание возможность тиражирования предлагаемых педагогических технологий, ориентированность на создание у детей и взрослых мотивации к практической деятельности, использование интерактивных методов для вовлечения детей в дискуссии, творчество, деятельность, направленную на сбережение энергии или использование возобновляемой энергии в результате предлагаемой педагогической разработки.
- Правила оформления работ на областной этап республиканского конкурса
Для участия в конкурсе «Энергия и среда обитания» учреждениям образования необходимо зарегистрироваться на сайте ШПИРЭ в Беларуси http://spare-belarus.by/ (закладка «Регистрация SPARE школ») и после активации аккаунта заполнить анкету «SPARE школы Беларуси» до отправления документов на областной этап конкурса.
Конкурсные работы, присланные незарегистрированными участниками, рассматриваться не будут!
Номинация 1.
Конкурсная работа представляется в электронном и печатном вариантах на русском языке в проброшюрованном виде.
На титульном листе должны размещаться наименование управления образования, отдела образования, спорта и туризма, наименование учебного заведения, название конкурса, номинации, название работы, Ф.И.О. авторов и участников выполняемой работы, сроки проведения, место проведения, Ф.И.О. консультанта (если есть), контактная информация, (адрес учебного заведения, индекс, телефоны, электронная почта и др.), год выполнения работы.
Введение: актуальность проблемы именно в местной ситуации (не больше 0,5 страницы), цель проекта, задачи проекта (пути достижения цели), объект, предмет исследования, предполагаемый результат, методы реализации проекта, этапы реализации проекта, основные виды ресурсов проектной деятельности: интеллектуальные (квалификация персонала), информационные (наличие материалов, программ, публикаций, отражающих деятельность по данной проблеме), технологические (используемые технологии, планы), материальные, технические.
Текстовый материал оформляется как документ Word, с использованием стандартных шрифтов 12 кегля, со встроенными иллюстрациями и таблицами, не выходящими за границы печати. Объем работы – не более 6 страниц вместе с иллюстрациями. Общий размер документа – не более 300 Кб.
Название файлов должны совпадать с названиями, указанными в заявке и сопроводительном листе.
К внешней стороне диска должен быть прикреплен лист с контактной информацией согласно приложению.
Требование к версии для посмотра:
320*240 пикселей или 640*480 пикселей в формате mpeg 1 или mpeg 4.
Номинация 2.
Листовка по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов и предотвращения изменения климата представляется на бумажном и электронном носителе в форматах PDF (программа Acrobat Reader), CDR (программа Corel Draw), INDD (программа Indesign) или JPEG (с разрешением не менее 300 dpi).
Рекомендуемый формат – А4.
Плакат по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов и предотвращения изменения климата представляется на бумажном и электронном носителе в форматах PDF (программа Acrobat Reader), CDR (программа Corel Draw), INDD (программа Indesign) или JPEG (с разрешени ем не менее 300 dpi).
Рекомендуемый формат – А1.
Рисунок по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов и предотвращения изменения климата представляется на бумажном носителе формата А2 или А3.
Презентации принимаются в формате МS Power Point, документы Adobe PDF, размером не более 1 Мб.
Рекламный видеоролик по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов должен быть продолжительностью не более 2 минут. Видеоролик представляется на электронном носителе, на дисках CD (DVD), R (RW) в пластиковой коробке в двух экземплярах.
Название файлов должны совпадать с названиями, указанными в заявке и сопроводительном листе.
К внешней стороне диска должен быть прикреплен лист с контактной информацией согласно приложению.
Видеоролики могут быть представлены:
в формате AVI (PAL DV, 25 fps, 720*576) с доминирующим верхним полем (Upper field first). Файл должен быть скомпрессирован кодеком Matrox DV/DVcam;
в форматах WMV, DiVX MPEG-1, мультфильмы в формате Macromedia Gladh (SWF) и компьютерные игры принимаются при условии, если размер файла в архиве не превышает 1 Мб. Видеоролик наужно загрузить на YouTube.
Звук: формат WAV (48 kHz, 16 bit, 2 канала монографического сигнала). Пиковый допустимый уровень – не более 9 Дб.
Работы, принявшие участие в конкурсе, авторам не возвращаются.
Комплект материалов должен включать заполненную регистрационную форму на одну страницу. Рекомендуется использовать архиваторы RAR или ZIP.
Материалы, не удовлетворяющие данным требованиям, рассматриваться не будут.
В номинации конкурса для педагогов работы представляются на бумажном (папка-скоросшиватель) и электронном (СD (DVD), (R, RW) носителях с титульным и сопроводительным листами.
Требования к работе на бумажном (папка-скоросшиватель) носителе:
введение (актуальность проблемы именно в местной ситуации) не более 0,5 страницы, конкретная задача, которую решает автор, методы решения, результат, как это влияет на изменение климата;
страницы нумеруются, начиная с первой после титульного листа;
размеры верхнего поля листа – 2 см, левого – 3 см, правого – 1,5 см, нижнего – 2 см; первая строка в абзаце с отступом 1,5 см;
шрифт Arial, размер 14 пт;
межстрочный интервал полуторный;
выравнивание производится по ширине с переносом слов;
текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур;
обязательны ссылки (в квадратных скобках) на используемую литературу;
печатный лист может быть двусторонним, каждый размещается в отдельном файле;
фотографии, схемы, диаграммы, рисунки оформляются приложениями;
на приложения должны быть ссылки в тексте; подпись фото (рисунка, иллюстрации) выполняется курсивом и располагается под объектом (размер шрифта – 14 пт., перенос слов не допускается);
тексты могут включать таблицы, названия которых размещается вверху (РАЗМЕР ШРИФТА – 14 пт.);
презентация на бумажном носителе должны представляться в виде «слайдов» в формате «6 штук на одной странице формата А 4». Файлы презентации должны быть выполнены в программе MS Power Point версии не старше 98-2003, максимальный размер презентации – 3-4 Мб.
Материал в элетронном виде должен быть представлен в виде одного документа в формате WORD.
Не допускается представление ксерокопированного материала (за исключением фотографий, дипломов, грамот, печатных изданий автора работы или коллег из учреждения образования и т.д.).
- Проведение областного этапа
Областной этап конкурса проводится с 02 февраля по 24 февраля 2015 года.
Для проведения областного этапа формируются организационный комитет областного этапа конкурса.
Организационный комитет областного этапа конкурса организует очную защиту конкурсных работ и церемонию награждения победителей (одно I место, два II места, три III места).