Готовность к школе подразделяется на несколько показателей: психологический, физиологический, интеллектуальный, мотивационный, личностно-социальный.
- Психологическая готовность к школе. Психологическая готовность не возникает сама по себе, она постепенно образуется: в играх, в общении с детьми и взрослыми, на развивающих занятиях. Она проявляется:
в желании идти в школу;
в готовности к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
в широком кругозоре, запасе конкретных знаний.
Игра для ребёнка постепенно перестаёт быть основной формой деятельности, начинает увеличиваться познавательная активность. Ребёнок в какой-то степени может контролировать себя, своё поведение, становится самостоятельнее, учится ориентироваться в пространстве и времени.
- Физиологическая готовность. Ребенок соответствует формальному развитию или опережает его, не имеет медицинских противопоказаний.
Для того чтобы определить насколько готов физически ребенок к школе, сделайте филиппинский тест. В возрасте 5-6 лет происходит полуростовой скачок роста, заключается в удлинении рук и ног. Попросите ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Как правило ребенок 4-5 лет не может сделать, так как руки еще коротки, а шестилетка справится.
Также физиологическая готовность определяется отсутствием проблем со здоровьем. У ребёнка должен быть нормальный слух, зрение, развита мелкая моторика.
В настоящее время у многих детей возникают сложности с произношением звуков. Это определяет логопедическую готовность. Если ребёнок неправильно произносит звуки, это может стать причиной того, что в школе начнёт неправильно писать. Затягивать визит к логопеду не стоит!
- Интеллектуальная готовность. Интеллектуальная готовность непосредственно связана с памятью, вниманием, мышлением.
Ребёнок умеет обобщать, находить сходства и различия, думать, делать выводы, способен рассказывать на доступные ему темы, в том числе и элементарные сведения о себе (домашний адрес, как зовут маму и папу, знает времена года, названия месяцев, дней недели).
Не подавляйте в ребёнке естественный интерес активно изучать окружающий мир, учите ребёнка самого искать ответы на его «почему».
Важно научить ребёнка говорить развёрнутыми фразами, употреблять в речи прилагательные, чаще с ним разговаривать, поощрять выражение мыслей, чувств, поощрять полные ответы на вопросы.
- Личностно-социальная готовность. Понаблюдайте за своим ребёнком, умеет ли он общаться с детьми, чувствует ли принятые в обществе правила (например, не называет учителя на «ты»), проявляет ли инициативу в общении.
Давайте ребёнку получить разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми (в магазине, поликлинике, детской площадке и т.п.).
В этом возрасте ребёнок учится понимать, что хорошо, а что плохо.
Ребёнок учится адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников.
Очень важно, чтобы к шести годам у ребёнка были сформированы элементарные навыки самообслуживания: чтобы он мог сам одеться, обуться, завязать шнурки и т.д.
- Мотивационная готовность включает в себя:
внутреннюю мотивацию (т.е. ребёнок хочет идти в школу, он знает, что там интересно, хочет узнать много нового);
внешнюю (ребёнок желает идти в школу, потому что ему купят новый портфель, красивые карандаши и фломастеры).
Наличие внутренней мотивации – очень важный фактор для обучения в школе. Она проявляется в познании окружающего мира, желании узнавать что-то новое и прилагать для этого определённые усилия.
Поделитесь воспоминаниями с ребёнком о своих школьных годах, делайте акцент на позитивных моментах. Запишите ребёнка на развивающие занятия в школе, куда он пойдёт учиться, расскажите о школьных порядках.
Педагог-психолог гимназии Горшкова К.А.





















